НовостиФормула-1

Гонщики «Феррари» 18 лет без побед: почему самая успешная команда Формулы-1 не может выиграть чемпионат?

/Формула-1. В 2007 году гонщик «Феррари» Кими Райкконен выиграл титул чемпиона мира в последней гонке сезона с отрывом всего в одно очко. Финский гонщик перешёл в команду из «Макларена» и уже в первый год в Скудерии одержал победу.

Это был последний раз, когда гонщик «Феррари» выиграл чемпионат, и это было 18 лет назад. С тех пор команда несколько раз была близка к победе, но всякий раз упускала её.

Но это не первый подобный случай. Вернёмся в 2000 год: Михаэль Шумахер на Гран-при Японии положил конец 21-летней засухе «Феррари» в личном зачёте. По сравнению с ней нынешний 18-летний период неудач кажется ничтожным.

«Феррари» — самая успешная команда в истории Формулы-1. Тогда почему же бывают десятилетия, когда команда ничего не выигрывает?

Прежде чем пытаться понять, почему «Феррари» не побеждает, важно понять, каковы ключевые составляющие успеха на сегодняшний день. В современной Формуле-1, чтобы добиться успеха, команде необходимо выполнить множество условий.

Первое, что нужно сделать, — это нанять руководителя с опытом. Того, кто знает, как добиться побед в Формуле-1, и имеет за плечами успешную карьеру.

Если взглянуть на историю доминирования в этом виде спорта, то такие люди, как Жан Тодт, Кристиан Хорнер, Рон Деннис, Флавио Бриаторе, Росс Браун и Тото Вольфф являются яркими примерами выбора правильного лидера.

Вторым важнейшим фактором являются деньги. Руководителя необходимо обеспечить необходимыми ресурсами и инвестициями.

В этой головоломке следующим шагом станет приглашение одного из лучших гонщиков мира за руль автомобиля. Рон Деннис сделал это с Аленом Простом, Айртоном Сенной и Микой Хаккиненом. Кристиан Хорнер — с Себастьяном Феттелем и Максом Ферстаппеном. Вместе с Флавио Бриаторе свои два титула в «Рено» выиграл Фернандо Алонсо, а с Тото Вольффом несколько лет доминировал Льис Хэмилтон.

Нужно не только построить прочный автомобиль, но и нанять гонщика, который сможет извлечь из него максимум пользы.

Пожалуй, одним из важнейших факторов, влияющих на победу в Формуле-1, является отсутствие терпения у руководства. Это особенно проявилось в том, как Отмар Сафнауэр ушёл из «Альпин». Сафнауэр вывел французскую команду в топ-4 в 2022 году и выполнил пятилетний план, но руководство Renault уже на втором году реализации проекта потеряло терпение и уволило его.

Как следствие, одного взгляда на нынешнее положение «Альпин» в чемпионате (20 очков и последнее место) достаточно, чтобы понять, насколько неудачным было это решение. Успех в Формуле-1 требует времени.

Почему же «Феррари десятилетиями не побеждает? В Скудерии всё сводится к тому, что вся деятельность, по сути, контролируется советом директоров. Даже в нынешнем составе Джон Элканн, председатель совета директоров, и Бенедетто Винья, генеральный директор, продолжают играть заметную роль.

Совет директоров не знает, как управлять командой Формулы-1

Первая серьёзная проблема, с которой часто сталкивается «Феррари», заключается в том, что руководство компании просто не знает, что нужно для успеха в Формуле-1. У каждого вида спорта и каждой дисциплины есть свои уникальные требования и особенности, которые следует понимать и уважать.

Именно здесь «Феррари» часто оказывается на шаг позади. Простое вливание денег в проблему не решит её, особенно в таком виде спорта, как Формула-1, где многое требует времени. Однако совет директоров не продемонстрировал способности понять это.

Отсутствие терпения 

Вот несколько статистических данных, которые покажут, насколько далека «Феррари» от верного пути в Формуле-1. С 2005 по 2025 год у «Ред Булла» был один руководитель — Кристиан Хорнер. В итальянской команде, напротив, их было шесть.

У «Мерседеса» с 2010 по 2025 год было два руководителя, а у «Феррари» — пять. Терпение — ключ к успеху в Формуле-1, но итальянская команда просто не следовала этому принципу.

Слишком много политики и вмешательства руководства

В 2006 году, когда было первоначально объявлено, что Кими Райкконен заменит Михаэля Шумахера, Жан Тодт и Росс
Браун выступили против этого решения. Решение было принято Лукой ди Монтедземоло. В конечном итоге, команда мечты распалась.

В 2018 году решение о замене Маурицио Арривабене на Маттиа Бинотто имело под собой политическую подоплеку. В «Феррари» слишком много центров власти, которые растягивают команду по разным углам, и это не лучший вариант для побед.

С тех пор, как Жан Тодт покинул пост, в «Феррари» пошла постоянная смена руководства. Однако ещё больше тревожит то, что многие из руководителей оказались просто недостаточно компетентны. У Маурицио Арривабене не было опыта управления автоспортивными командами. Бинотто был блестящим техником, но не тем, кто продемонстрировал способности управлять командой Формулы-1.

А сейчас команду возглавляет Фредерик Вассер, и, к сожалению, реальность такова, что его постоянно подталкивают к борьбе за место в команде, из-за чего основной фокус постоянно смещается. Уже ходят слухи, что Вассера уберут, хотя он в «Феррари» не проработал и двух лет. 

Атмосфера страха

На данный момент «Феррари» — это команда, где руководителю приходится постоянно бороться со СМИ, чтобы развеять слухи о своём будущем после провалов на трассе. В «Феррари» переменчивый характер руководства отражается на каждом потенциальном сотруднике, и поэтому они либо не присоединяются к команде, либо, если и приходят, то создаётся атмосфера страха, с которой им приходится постоянно бороться.

Есть ли свет в конце туннеля? Нет, потому что если взглянуть на нынешнюю команду и на то, как всё функционирует, то можно увидеть всё те же проблемы, что и были в последние 18 лет. Высшее руководство всё ещё испытывает нетерпение. Политики по-прежнему много, атмосфера страха и будущее Вассера неопределенно. Если высшее руководство «Феррари», в которое входят такие люди, как Джон Элканн и Бенедетто Винья, не сможет извлечь уроки, необходимые для достижения успеха, команда может повторить свою серию из 21 сезона без побед. 

Вячеслав Горбачёв,

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»