
Это был последний раз, когда гонщик «Феррари» выиграл чемпионат, и это было 18 лет назад. С тех пор команда несколько раз была близка к победе, но всякий раз упускала её.
Но это не первый подобный случай. Вернёмся в 2000 год: Михаэль Шумахер на Гран-при Японии положил конец 21-летней засухе «Феррари» в личном зачёте. По сравнению с ней нынешний 18-летний период неудач кажется ничтожным.
«Феррари» — самая успешная команда в истории Формулы-1. Тогда почему же бывают десятилетия, когда команда ничего не выигрывает?
Прежде чем пытаться понять, почему «Феррари» не побеждает, важно понять, каковы ключевые составляющие успеха на сегодняшний день. В современной Формуле-1, чтобы добиться успеха, команде необходимо выполнить множество условий.
Первое, что нужно сделать, — это нанять руководителя с опытом. Того, кто знает, как добиться побед в Формуле-1, и имеет за плечами успешную карьеру.
Если взглянуть на историю доминирования в этом виде спорта, то такие люди, как Жан Тодт, Кристиан Хорнер, Рон Деннис, Флавио Бриаторе, Росс Браун и Тото Вольфф являются яркими примерами выбора правильного лидера.
Вторым важнейшим фактором являются деньги. Руководителя необходимо обеспечить необходимыми ресурсами и инвестициями.
В этой головоломке следующим шагом станет приглашение одного из лучших гонщиков мира за руль автомобиля. Рон Деннис сделал это с Аленом Простом, Айртоном Сенной и Микой Хаккиненом. Кристиан Хорнер — с Себастьяном Феттелем и Максом Ферстаппеном. Вместе с Флавио Бриаторе свои два титула в «Рено» выиграл Фернандо Алонсо, а с Тото Вольффом несколько лет доминировал Льис Хэмилтон.
Нужно не только построить прочный автомобиль, но и нанять гонщика, который сможет извлечь из него максимум пользы.
Пожалуй, одним из важнейших факторов, влияющих на победу в Формуле-1, является отсутствие терпения у руководства. Это особенно проявилось в том, как Отмар Сафнауэр ушёл из «Альпин». Сафнауэр вывел французскую команду в топ-4 в 2022 году и выполнил пятилетний план, но руководство Renault уже на втором году реализации проекта потеряло терпение и уволило его.
Как следствие, одного взгляда на нынешнее положение «Альпин» в чемпионате (20 очков и последнее место) достаточно, чтобы понять, насколько неудачным было это решение. Успех в Формуле-1 требует времени.
Почему же «Феррари десятилетиями не побеждает? В Скудерии всё сводится к тому, что вся деятельность, по сути, контролируется советом директоров. Даже в нынешнем составе Джон Элканн, председатель совета директоров, и Бенедетто Винья, генеральный директор, продолжают играть заметную роль.
Совет директоров не знает, как управлять командой Формулы-1
Первая серьёзная проблема, с которой часто сталкивается «Феррари», заключается в том, что руководство компании просто не знает, что нужно для успеха в Формуле-1. У каждого вида спорта и каждой дисциплины есть свои уникальные требования и особенности, которые следует понимать и уважать.
Именно здесь «Феррари» часто оказывается на шаг позади. Простое вливание денег в проблему не решит её, особенно в таком виде спорта, как Формула-1, где многое требует времени. Однако совет директоров не продемонстрировал способности понять это.
Отсутствие терпения
Вот несколько статистических данных, которые покажут, насколько далека «Феррари» от верного пути в Формуле-1. С 2005 по 2025 год у «Ред Булла» был один руководитель — Кристиан Хорнер. В итальянской команде, напротив, их было шесть.
У «Мерседеса» с 2010 по 2025 год было два руководителя, а у «Феррари» — пять. Терпение — ключ к успеху в Формуле-1, но итальянская команда просто не следовала этому принципу.
Слишком много политики и вмешательства руководства
В 2006 году, когда было первоначально объявлено, что Кими Райкконен заменит Михаэля Шумахера, Жан Тодт и Росс
Браун выступили против этого решения. Решение было принято Лукой ди Монтедземоло. В конечном итоге, команда мечты распалась.
В 2018 году решение о замене Маурицио Арривабене на Маттиа Бинотто имело под собой политическую подоплеку. В «Феррари» слишком много центров власти, которые растягивают команду по разным углам, и это не лучший вариант для побед.
С тех пор, как Жан Тодт покинул пост, в «Феррари» пошла постоянная смена руководства. Однако ещё больше тревожит то, что многие из руководителей оказались просто недостаточно компетентны. У Маурицио Арривабене не было опыта управления автоспортивными командами. Бинотто был блестящим техником, но не тем, кто продемонстрировал способности управлять командой Формулы-1.
А сейчас команду возглавляет Фредерик Вассер, и, к сожалению, реальность такова, что его постоянно подталкивают к борьбе за место в команде, из-за чего основной фокус постоянно смещается. Уже ходят слухи, что Вассера уберут, хотя он в «Феррари» не проработал и двух лет.
Атмосфера страха
На данный момент «Феррари» — это команда, где руководителю приходится постоянно бороться со СМИ, чтобы развеять слухи о своём будущем после провалов на трассе. В «Феррари» переменчивый характер руководства отражается на каждом потенциальном сотруднике, и поэтому они либо не присоединяются к команде, либо, если и приходят, то создаётся атмосфера страха, с которой им приходится постоянно бороться.
Есть ли свет в конце туннеля? Нет, потому что если взглянуть на нынешнюю команду и на то, как всё функционирует, то можно увидеть всё те же проблемы, что и были в последние 18 лет. Высшее руководство всё ещё испытывает нетерпение. Политики по-прежнему много, атмосфера страха и будущее Вассера неопределенно. Если высшее руководство «Феррари», в которое входят такие люди, как Джон Элканн и Бенедетто Винья, не сможет извлечь уроки, необходимые для достижения успеха, команда может повторить свою серию из 21 сезона без побед.
Вячеслав Горбачёв,